Page 96 - Zmist-n3-2015-new
P. 96

рактерны нерегулярные осцилляции: его значения в течение 300 s испытаний из-
                  меняются от 0,41 до 0,89 (рис. 2c, кривая 1). После азотирования с предшеству-
                  ющей ТВО осцилляции в указанном диапазоне наблюдаются только после 140 s
                  испытаний (рис. 3c, кривая 2). До этого они стабильны и составляют 0,47…0,53.
                  Улучшению  антифрикционных  характеристик  здесь,  очевидно,  способствует
                  более  высокое качество  азотированной  поверхности  образцов  (см.  табл.  1) при
                  соизмеримом поверхностном упрочнении (табл. 3).


























                     Рис. 2. Кинетика коэффициента трения азотированного сплава ВТ6 паре со сталью
                      12Х18Н10Т без смазки (азотирование без предварительной ТВО (1) и с ТВО (2)):
                                       5
                                                                               5
                         a – 750°С, 1 h, 10  Pa N 2 ; b – 750°С, 1 h, 1 Pa N 2 ; c – 750°С, 10 h, 10  Pa N 2 ;
                                             d – 750°С, 10 h, 1 Pa N 2 .
                   Fig. 2. Kinetics of the friction coefficient of nitrided ВТ6 alloy in a pair with 12Х18Н10Т steel
                     without lubrication (nitriding without previous THT (1) and with the previous THT (2)):
                                                                               5
                                       5
                         a – 750°C, 1 h, 10  Pa N 2 ; b – 750°C, 1 h, 1 Pa N 2 ; с – 750°C, 10 h, 10  Pa N 2 ;
                                             d – 750°C, 10 h, 1 Pa N 2 .
                      С уменьшением давления азота при азотировании антифрикционные свойст-
                  ва сплава ВТ6 ухудшаются. Уже на начальном этапе испытаний трибопары для
                  коэффициента трения характерны незначительные осцилляции, которые со вре-
                  менем (после 290 s) усиливаются и стают регулярными ;(рис. 2b, кривая 1). Сред-
                  ние его значения на исследуемой базе для азотированных в разреженном динами-
                  ческом потоке азота образцов, по сравнению с азотированными в азоте атмосфер-
                  ного давления, выше: 0,58 против 0,46.
                      Предварительная ТВО повышает антифрикционные характеристики: значе-
                  ние  коэффициента  трения  уменьшается  до  0,53,  его  осцилляции  существенно
                  слабее  и  усиливаются  только  после  520  s  испытаний  (рис.  2b,  кривая  2).  Это
                  обусловлено,  очевидно,  формированием  в  указанных  условиях  более  прочной
                  азотированной поверхности с незначительной шероховатостью (табл. 1 и 3).
                      При увеличении длительности насыщения до 10 h в разреженном динами-
                  ческом потоке азота различия в физико-химических характеристиках приповерх-
                  ностных упрочненных слоев образцов с предварительной ТВО и без нее несуще-
                  ственны. Поэтому и особых несоответствий в их триботехническом поведении в
                  паре со сталью при трении без смазки не выявили (рис. 2d).


                                                                                          95
   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101