Page 120 - Zmist-n4-2015
P. 120
металла в 1,8 раза, ударной вязкости – в 2–3 раза, порога усталости образца с трещиной –
в 1,6 раза, циклической вязкости разрушения – в 1,8 раза при практически неизменной
прочности. Это обусловлено снижением в ~1,5 раза напряжений ІІ рода и локальных де-
формаций в объеме реек бейнита и мартенсита.
SUMARY. Based on study of the effect of 65Г steel heat treatment, which simulates termo-
deformation cycle under reconstruction welding of railway wheels, it is shown that increase of
the resistance to brittle fracture of metal in the wheel heat-affected zone to the level of base me-
tal may be caused by the formation in this zone of the bainite-martensite structure and exposure
2...3 h at 100°C during welded wheel cooling. Such exposure improves metal plasticity in 1.8
times, impact toughness – in 2...3 times, fatigue threshold of cracked specimen in – 1.6 times,
cyclic fracture toughness –in 1.8 times at almost constant strength. This is due to the ~1.5 fold
reduction of the second kind stresses and local strain in the volume of bainite and martensite rails.
1. Колесная сталь / И. Г. Узлов, М. И. Гасик, А. Т. Есаулов, Н. Г. Мирошниченко,
Ю. С. Пройдак и др. – К.:Техніка, 1985. – 168 с.
2. Узлов И. Г. Прогрессивные процессы производства и качество железнодорожных ко-
лес // Сталь. – 2003. – № 5. – С. 69–72.
3. Влияние технологических факторов на структуру и свойства металла ЗТВ при ремонт-
но-восстановительной наплавке гребней цельнокатаных вагонных колес / В. А. Сар-
жевский, А. А. Гайворонский, В. Г. Гордонный, В. Ф. Горб // Автомат. сварка. – 1996.
– № 3. – С. 22–27.
4. Влияние термодеформационного цикла наплавки на структуру и свойства железнодо-
рожных колес повышенной прочности при их восстановлении / А. А. Гайворонский,
В. Д. Позняков, В. А. Саржевский, В. О. Васильев, В. Ю. Орловский // Автомат. свар-
ка. – 2010. – № 5. – С. 22–26.
5. Wpływ wodoru dyfuzyjnego na odporność pękaniu kruchemu metalu strefy wpływu termicz-
nego wysokowytrzymałej stali węglowej / A. Gajworonski, S. Kasatkin, L. Markaszowa,
T. Zuber // Przeglad Spawalnictwa. – 2014. – № 12. – S. 49–55.
6. Новиков И. И. Теория термической обработки металлов. – М.: Металлургия, 1978. – 392 с.
7. Генкин И. З. Сварка и термическая обработка стыков железнодорожных рельс на ин-
дукционных установках // Сварочное производство. – 2004. – № 9. – С. 31–36.
8. Анохов А. Е., Корольков П. М. Сварка и термическая обработка в энергетике. – К.: Эко-
технология, 2006. – 320 с.
9. РД 50-345-82. Методические указания. Расчеты и испытания на прочность. Методы ме-
ханических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вяз-
кости разрушения) при циклическом нагружении. – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 96 с.
10. Оценка прочности и трещиностойкости металла железнодорожных колес после длитель-
ной эксплуатации / Л. И. Маркашова, В. Д. Позняков, А. А. Гайворонский, Е. Н. Берд-
никова, Т. А. Алексеенко // Фіз.-хім. механіка матеріалів. – 2011. – 47, № 6. – С. 73–79.
(Estimation of the strength and crack resistance of the metal of railway wheels after long-
term operation / L. I. Markashova, V. D. Poznyakov, A. A. Gaivoronskii, E. N. Berdnikova,
and T. A. Alekseenko // Materials Science. – 2012. – 47, № 6. – P. 799–806.)
11. Влияние структурных факторов на механические свойства и трещиностойкость свар-
ных соединений металлов, сплавов, композитных материалов / Л. И. Маркашова,
В. Д. Позняков, Е. Н. Бердникова, А. А. Гайворонський, Т. А. Алексеенко // Автомат.
сварка. – 2014. – № 6–7. – С. 25–31.
12. Вплив режиму термічної обробки і асиметрії циклу навантаження на циклічну тріщи-
ностійкість колісних сталей / О. П. Осташ, І. М. Андрейко, В. В. Кулик, О. І. Бабачен-
ко, В. В. Віра // Фіз.-хім. механіка матеріалів. – 2009. – 45, № 2. – С. 63–70.
(Influence of the mode of thermal treatment and load ratio on the cyclic crack-growth resis-
tance of wheel steels / O. P. Ostash, I. M. Andreiko, V. V. Kulyk, O. I. Babachenko, and
V. V. Vira // Materials Science. – 2009. – 45, № 2. – P. 211–219.)
13. Lingamanaik S. N. and Chen B. K. Microstructural and thermo-mechanical analysis of
quench cracking during the production of bainitic-martensitic railway wheels // Eng. Failure
Analysis. – 2014. – 40. – P. 25–32.
Одержано 19.01.2015
119